Доктрина МОУ ОГО «СОШ 21»

в области качества образовательных услуг

Настоящая доктрина разработана на базе Национальной доктрины образования в Российской Федерации, проекта «Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного характера»

Введение

Доктрина определяет политику, стратегические цели, инструменты и гарантии непрерывного усовершенствования процессов обеспечения качества образовательных услуг и подготовки выпускников.

Миссия

Создание и организация эффективного функционирования системы качества подготовки выпускников, готовых к самореализации в социуме.

 

Стратегические цели

1.            Формирование собственного имиджа школы,

2.            создание само развивающейся системы менеджмента качества обучения и образовательных услуг, реализующей принцип непрерывного совершенствования,

3.            обеспечение опережающего удовлетворения запросов участников образовательного процесса: внешних – учащихся, их родителей и общества в целом; внутренних - учителей,

4.            обеспечение системных гарантий приобретения участниками знаний, умений, культуры и комплексной подготовки к самореализации в обществе,

5.            обеспечение всех участников системы качества материальной, методической и информационной базой, гарантирующей реализацию инновационных процессов менеджмента качества школы,

6.            обеспечение системной интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию в школе процесса менеджмента научными исследованиями в образовательном процессе,

7.            обеспечение эффективной реализации принципов социального менеджмента для участников образовательного процесса посредством управления качеством образовательных услуг;

8.            создание единого правового пространства, гармонизация его с законами мирового сообщества для обеспечения эффективного функционирования и развития системы менеджмента образовательных услуг школы в соответствие с Болонским соглашением;

9.            создание условий для эффективного корпоративного менеджмента в системе качества подготовки выпускников,

10.        обеспечение внутренних гарантий качества образовательных услуг и подготовки выпускников,

11.        создание внешних гарантий качества образовательных услуг и подготовки выпускников.

 

Принципы достижения стратегических целей

Успешное руководство и управление школы требует системного подхода к этой деятельности. Стратегические цели могут быть достигнуты в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, направленной на постоянное улучшение деятельности в целях удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон.

Основные принципы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки  выпускников должны использоваться руководством  школы для повышения эффективности ее деятельности:

- ориентация на потребителей образовательных услуг:

Школа должна ориентироваться на требования участников образовательного процесса, поэтому учителя во главе с директором и его заместителями должны знать и понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания.

- роль руководства:

Первые руководители должны добиваться единства целей и направлений развития системы менеджмента качества образовательных услуг школы. Они должны создавать внутреннюю среду корпоративного менеджмента, который позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в процесс достижения стратегических целей.

- вовлечение сотрудников в процессы менеджмента:

Вовлечение сотрудников всех уровней в реализацию стратегических целей системы менеджмента качества образовательных услуг должно составлять основу воплощения в жизнь методов и инструментов корпоративного менеджмента школы и его структурных подразделений; полное вовлечение дает возможность руководству использовать способности персонала с максимальной выгодой, как для школы, так и для его участников.

- подход к управлению как к процессу:

Запланированные результаты должны достигаться наиболее эффективным способом, когда соответствующими видами образовательной деятельности и необходимыми для нее ресурсами руководят и управляют как процессом.

 

- системный подход к менеджменту:

Должна обеспечиваться идентификация образовательных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой с целью повышения результативности и эффективности деятельности школы при достижении ею стратегических целей.

- постоянное улучшение системы качества:

Для постоянного обеспечения удовлетворения запросов участников образовательного процесса, получающих в школе образовательные услуги, должен эффективно реализовываться принцип непрерывного улучшения функционирования системы менеджмента качества школы.

- принятие решений, основанных на фактах:

Для достижения реальной эффективности принимаемых решений в системе менеджмента качества предоставления образовательных услуг необходимо добиться правового закрепления принципа принятия решений, базирующегося на анализе данных и информации, исключая волюнтаризм и авторитарность.

- взаимовыгодные отношения с участниками образовательного процесса:

Для обеспечения эффективности взаимоотношений системы менеджмента качества образовательных услуг  школы с её внешними и внутренними участниками образовательного процесса необходимо вести постоянный мониторинг этих процессов с соответствующим анализом и предложениями по постоянному улучшению, что будет способствовать взаимной выгоде обеих сторон, создавать новые ценности в сфере предоставления образовательных услуг.

Инструменты достижения стратегических целей

Комплексная программа развития школы

Система инструментов должна постоянно планироваться и совершенствоваться. Используемая в качестве одного из эффективных инструментов, система обеспечения качества планируется и реализуется на основе проектов «Комплексная программа развития и составляющих ее подпрограмм». В МОУ СОШ 21 на каждую пятилетку разрабатывается, ежегодно корректируется и успешно выполняется Комплексная программа совершенствования образовательной деятельности.

Целевая программа Менеджмент качества

Становление  системы менеджмента качества в школе потребовало создания в 2008 году в рамках «Комплексной программы развития» целевой программы «Менеджмент качества». Целевая программа «Менеджмент качества» должна интегрировать в себе основные мероприятия по разработке инструментов реализации Доктрины МОУ ОГО «СОШ 21» в области менеджмента качества образовательных услуг и подготовки выпускников.

Проекты целевой программы «Менеджмент качества», реализующей стратегические цели.

1.      Формирование собственного имиджа школы.

2.      Сохранение исторически накопленного потенциала управления процессами создания учебных и научных технологий, методов их реализации, документированных в школе в виде стандартов, методик и других материалов.

3.      Обеспечение единого информационного пространства для всех сотрудников школы от технического персонала до директора в целях создания и организации эффективного функционирования системы менеджмента качества.

4.      Разработка принципов и методов мотивации сотрудников школы для перехода на системные позиции обеспечения качества образовательных услуг, научных и административных технологий.

5.      Обеспечение необходимого и достаточного образовательного уровня всех сотрудников школы в целях эффективного построения и внедрения систем управления качеством.

6.      Обеспечение непрерывного совершенствования системы менеджмента качества школы, гармонизация его внутренних и внешних процессов, гарантирующих лидирующие позиции  образовательного учреждения в городском и областном рейтинге.

 

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Реализация доктрины должна позволить:

- повысить ответственность сотрудников школы на всех уровнях учебной, научной и административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг,

- сделать конкретной и прозрачной для всех участников образовательного процесса систему управления качеством предоставления образовательных услуг,

- повысить мотивацию всех сотрудников к качественной работе, сплотить коллектив вокруг идеи качества,

- повысить авторитет школы на городском рынке образовательных услуг, уверенно занять свою нишу в образовательной деятельности,

- повысить финансовую привлекательность школы для внутренних и внешних инвесторов;

- обеспечить опережающее удовлетворение потребностей участников образовательного процесса посредством системы менеджмента качества образовательных услуг школы.

Внутренние гарантии

Внутренними гарантиями реализации доктрины служат:

- двадцатилетние традиции школы,

- эффективное функционирование системы менеджмента качества образовательных услуг,

- регулярное проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества образовательных услуг школы,

- постоянный мониторинг всех процессов подготовки выпускников и коррекция возникающих отклонений,

- реализация принципа непрерывного совершенствования системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки выпускников школы,

- постоянная актуализация в соответствии с требованиями Российских и международных стандартов руководства по качеству, комплекта документированных процедур, рабочих инструкций и т.д.,

- регулярная внутренняя аттестация персонала, ученических и учительских рабочих мест.

Внешние гарантии

Внешними гарантиями реализации доктрины служат:

- проведение внешних консультационных проверок системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки выпускников,

- прохождение процедуры аттестации и аккредитации школы,

- постоянное обновление лицензий на образовательную деятельность.