Новая школа: стандарты доверия

05.12.2008

Ирина РОГОТНЕВА
В середине ноября в Москве прошел семинар по итогам апробации в регионах государственных стандартов общего образования второго поколения. Разработка первого поколения стандартов продолжалась больше 12 лет, но так и не привела к результату, который устроил бы все заинтересованные стороны: учителей, родителей, государство — общество в целом. Поэтому с 2005 года в России началась разработка уже второго поколения стандартов. В настоящее время готовы стандарты для начальной школы, которые могут начать действовать с 1 сентября 2010 года. Завершается работа над стандартами для средней школы и продолжается — для старшей.

Организаторами межрегионального семинара выступили Российская академия образования (РАО) и издательство «Просвещение», участвующие в создании стандартов нового, второго, поколения. Руководители групп разработчиков проекта представили все основные компоненты своего варианта нового образовательного стандарта — системы требований для младшей школы и обсудили их с представителями педагогического сообщества из 14 субъектов Федерации.

Справедливости ради отметим, что сегодня существует два варианта стандартов. Конкурент у концепции, разрабатываемой РАО в течение трех лет, появился совсем недавно и, естественно, не успел пройти ни региональную «обкатку», ни публичное обсуждение. Сторонники второго варианта считают первый «западным» и «количественным», а новые «первенцы» говорят, что «второй вариант основан на минимальных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся». Тем не менее сегодня общество и государство должны выбрать между вновь появившимся, но получившим первый порядковый номер вариантом Института проблем образовательной политики «Эврика» и «вторым» вариантом, созданным РАО, об апробации которого и шла речь на прошедшем семинаре.

С тем, что школа должна жить по-новому, согласны все. И поправки к Закону «Об образовании», принятые в декабре 2007 года, дают новое понимание образовательных стандартов. Главное отличие их от старых в том, что они являются системой требований. Разработчики проекта называют ее «Три “Т”». Это требования, во-первых, к результату образования, во-вторых, к организации процесса обучения и, в-третьих, к условиям его реализации. Они включают в себя финансово-экономическую, профессионально-педагогическую, санитарно-гигиеническую, материально-техническую и информационную составляющие.

Еще один важный момент новой концепции стандартов, названный авторами проекта ключом к пониманию — это определение ее как общественного договора между школой, семьей, обществом и государством. Может быть, поэтому именно сейчас, впервые в нашей стране, проходит широкое общественное обсуждение образовательных стандартов. Раньше они просто «спускались сверху». Но сегодня, в рамках концепции общественного договора, форму которого они должны обрести, обсуждение не просто уместно, но жизненно необходимо. О чем должны договориться? О том, чему и как должна учить детей школа.

Однако прежде чем поддержать концепцию новых стандартов, что-то добавить или поспорить с ней, необходимо в ней разобраться, вникнуть в суть, которая пока понятна лишь самому педагогическому сообществу. Поэтому на пресс-конференции по итогам семинара педагоги и психологи постарались объяснить журналистам, как на практике будут действовать новые стандарты и в чем заключался процесс их апробации в регионах.

Александр КОНДАКОВ, научный руководитель проекта РАО:
— Новый образовательный стандарт регулирует, но не регламентирует. Как общественный договор, он определяет ценностные установки образования в виде согласованных требований к результатам воспитания; гарантии доступности качества и мобильности образования; набор компетенций — универсальных способов принятия решений в различных социальных ситуациях и универсальных познавательных действий; требования к результатам образования, набору образовательных областей, объемам нагрузки, срокам обучения, процедурам контроля и уровню материального обеспечения учебного процесса.

В то же время само содержание образования, структура и объем его фундаментального ядра, содержание образовательных программ не входят в структуру стандарта. Он является фундаментом для эффективного управления образованием на долгосрочную перспективу. Однако на этом фундаменте возможно построение системы, в которой будут реализованы такие давно обсуждаемые новации, как внедрение различных форм организации учебной деятельности, использование различных видов оценивания достижений учащихся, увеличение доли вариативной части учебного плана, организация деятельности учащихся во второй половине дня.

Принимая новые стандарты, мы также можем говорить о разблокировании основных тревог относительно вектора развития системы образования, существующих сегодня в обществе. Например, опасений, что образование станет платным, — так как в стандарт внесены гарантии и механизмы обеспечения права на бесплатное образование. Исчезнет страх перед ростом нагрузок, ведь стандарт впервые закрепит медицинские и санитарно-гигиенические ограничения. И опасения по поводу ограничений школ в выборе программ и учебников тоже не будет, так как стандарт основывается на вариативном подходе.

Ольга КАРАБАНОВА, профессор кафедры возрастной психологии факультета
психологии МГУ:

— Для начала я постараюсь объяснить, в чем, с нашей точки зрения, состоит новизна образовательных стандартов, которые должны обеспечить переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей. В то же время они гораздо меньше озабочены тем, какое количество знаний по русскому языку, математике, физике получит ребенок. Тем не менее прежние стандарты были ориентированы именно на знания. А новые ориентируют нас на то, что школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, уже был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

Впрочем, эта парадигма заявлялась и раньше. Но проблема как раз в том, что она именно заявлялась, при том, что в старых стандартах предъявлялись требования лишь к набору знаний по определенным школьным предметам. Теперь же эффективность школьной системы должна оцениваться по тому, каких детей она воспитала. Обладают ли они универсальными способами познания и освоения мира? Основой для этого должен стать принцип формирования универсальных учебных действий.

Мы знаем, что у большинства школьников сегодня есть одна большая проблема — отсутствие мотивации к учебе. Раньше полагали, что если ребенку неинтересно, это — проблема родителей. Ни педагог, ни школа не обязаны были формировать мотивацию, тот самый смысл учения. Теперь же школа должна будет так организовать урок, чтобы ребенку было интересно, чтобы он осознал, зачем он сюда пришел, что делать с полученными знаниями, как зависит от них его дальнейшая жизнь. Раньше это отдавалось на откуп случаю. А в новом стандарте это записано как цель, к которой должно стремиться образование. В то же время стандарт не есть алгоритм, по которому можно проводить шаблонные уроки. Стандарт определяет цели и требования, необходимые для их достижения.

В частности, требование к результату означает, что за эффективность работы в школе ответственность несет не только учащийся (а именно его знания все время замеряли раньше), но и школа, и семья. Что требуется от каждой из сторон? Какие средства и способы организации деятельности учащихся должны использоваться? Именно систему условий регламентирует стандарт, а не то, как должен строиться каждый конкретный урок. Мы не просто даем задачу ребенку, а еще и организовываем процесс решения задачи. Для этого существует система УУД — универсальных учебных действий, которым детей должна научить школа. Эти действия можно сгруппировать в четыре категории: личностные, регулятивные (в том числе и саморегуляция), познавательные и коммуникативные.

Прежде всего, мы должны обратить внимание на личностные действия, позволяющие сделать учение осмысленным. Когда перед ребенком ставят задачу, он должен понимать, зачем ее решать, какие интересы, мотивы и потребности связаны с ее решением.

Не менее важны действия, направленные на самоопределение. Это, например, понимание ребенком того, что он представляет определенную этническую группу. Осознание и принятие, чувство гордости за это, знание истории своего народа, понимание этнических связей и взаимоотношений. Немаловажным аспектом самоопределения также является самооценка. У многих детей сегодня заниженная самооценка, которая ведет к пассивности и беспомощности. Сначала в учебе, а потом и в жизни. Поэтому должна быть изменена система оценивания детей, целью которой будет повышение личностной самооценки каждого ученика. Это не новое изобретение, такой подход мы находим еще у Сухомлинского. Но главное, чтобы он был переведен на уровень стандарта. Как изменятся оценки учителя? Вместо «садись, три», он должен сказать: «Это ты знаешь, это умеешь, а вот здесь нужно позаниматься и над тем-то поработать». Кроме того, к самоопределению относятся: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата.

Познавательные действия — это действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия — это навыки конструктивного общения со сверстниками. Ребенок должен уметь быть лидером в каких-то ситуациях — принять на себя ответственность, а в каких-то ситуациях, наоборот, понизить свои амбиции и научиться работать в команде.

Маргарита ЛЕОНТЬЕВА, главный редактор издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения:
— Как проходит обычный урок, например, по природоведению или «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание — параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока — учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, учителю говорят: не так нужно работать с учениками. Вернее, не только так. А нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и рассказ об этих экскурсиях, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Но хочу предостеречь вас: не ищите в новых стандартах нового содержания образовательного процесса. Содержание — та сумма знаний, которую должен получить ученик на выходе из школы, останутся прежними. Будут и правила русского языка, и теоремы, и логарифмы, и хронология Отечественной войны. Все это останется в школьной программе. Однако очень важно именно то, что, во-первых, изменятся акценты в этом содержании! И во-вторых, должен измениться сам учитель!

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это все и есть наш главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Если хотите, наша концепция — это новые стандарты педагогического мышления. Безусловно, новые они только по отношению к ныне существующим образовательным стандартам, ограничивающим и жестко регламентирующим работу учителя, не оставляющим ему права на творчество.

Мы все понимаем, например, что образовательный план — это формализованное до одной таблицы содержание образования в школе. Необходимо соблюдать условия, которые диктуют санитарные правила. Предельно допустимая нагрузка в первом классе — 20 часов обязательных занятий, и никакой шестидневной недели. Безусловно, при разработке базисного образовательного плана мы исходили из возрастных возможностей детей от шести до десяти лет, воспринимающих мир целостно, не разделяя его на физику, химию и т.д. Дифференциация процессов, которые происходят вокруг детей, появляется у них лишь с 13 лет.

Но жизнь ребенка не заканчивается уроками. И наши предложения по введению в образовательный план внеучебных занятий заключаются в том, что ребенок может заниматься в школе во вторую половину дня спортом, театром, музыкой, рукоделием и т.д. Это не будет нагрузкой, наоборот — разгрузкой. Ведь ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно.

С другой стороны, многие учителя и сегодня занимаются со своими учениками в кружках, но практически — на общественных началах. Мы убеждены, что в учебном плане надо фиксировать не только уроки, но и занятия во второй, внеурочной, половине дня. На это должны выделяться деньги из федерального и местных бюджетов. Базисный образовательный план будет утверждаться министерством, при этом бюджет региона за счет введения строки о внеучебных занятиях несколько увеличится.

Татьяна ТИШИНА, зав. кафедрой дошкольного  и начального образования Института развития образования Омской области:
— Апробацию новых стандартов, наверное, можно назвать профессиональной экспертизой. В ней принимали участие педагоги, психологи, медики, чиновники. На апробационных площадках нескольких субъектов Федерации проходило обсуждение предложенной новой системы требований и сопоставление их с нынешним положением вещей. Практически в школах еще никаких экспериментов не проводилось. Так что говорить о применении новых стандартов на конкретных уроках в целом пока рано. Исключение составили три урока-эксперимента, задача которых состояла в практическом применении системы «формирования универсальных учебных действий», предусмотренная в новых стандартах.
И надо сказать, что все учителя, проводившие такие уроки, сошлись во мнении, что это действительно новый подход, новое понимание самого урока. Здесь нет контрольных заданий, нет стандартного, привычного отслеживания результата знаний по принципу вопрос-ответ. Это — комплексная работа, в ходе которой учитель может определить, как ребенок владеет универсальными учебными действиями, то есть насколько развито его умение учиться: воспринимать новую информацию, обмениваться ей, анализировать ее, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения на одно явление, находить его в разных областях жизни. Психологически такие уроки гораздо комфортнее для детей, чем, например, традиционная контрольная работа. Дети не боятся ни самого урока, ни формы постановки вопросов.
И что немаловажно — мы увидели принцип общественного договора в действии. Ребенок, вернувшись домой с этого урока, с удовольствием обсуждал его с родителями, делился впечатлениями, рассказывал о том, чему научился, чего не понял, чему удивился. Сами родители говорили нам о том, как им было интересно обсуждать прошедший урок со своим ребенком.

Ирина ЧИЖОВА, методист кафедры дошкольного и начального образования Ярославского областного института развития образования, заслуженный учитель РФ:
— Приведу пример конкретного урока «Окружающий мир». Учитель начинает урок с того, что делится впечатлениями об услышанном разговоре между детьми: один из них рассказывает другому, что порезал палец, увидел, как из него течет кровь, а затем удивился, что она перестала течь. Учитель обращается к ученикам: а какие вопросы есть у вас по этому поводу? Что такое кровь? Почему она вся не вытекла? Из чего она состоит? Учитель набрасывает эти вопросы и объявляет тему урока: кровь. Где мы найдем ответы на наши вопросы? «В Интернете», — говорит один ученик, и несколько детей могут сразу заняться этими поисками с использованием компьютера, который есть в классе. «В словаре юного биолога», — говорит другой. Учитель предлагает ему этим заняться. Можно подсказать: «А что, если посмотреть и в толковом словаре Ожегова?». Тоже интересно. А что пишет наш учебник? Работа проводится по группам, которые затем поочередно презентуют полученные результаты. И здесь даже самые слабенькие ученики включаются в работу, в процесс поиска знаний.
Одним из первых и очевидных выводов для авторов стандартов стала необходимость «перевода» проекта на общедоступный язык с профессионального педагогически-психологического. Ведь общественный договор может быть реализован только тогда, когда все его участники понимают, о чем идет речь. Есть надежда, что и мы — журналисты — в этом случае посильно исполняем роль переводчиков. А подробнее о многих аспектах этой необъятной темы вы сможете узнать не только в нашей газете, но и на сайтах:
http://www.standart.edu.ru,
http://www.prosv.ru
.    

Любовь САЙДАКОВА,  проректор  по научно-методической работе Новосибирского института повышения квалификации  и переподготовки работников образования:
— В Новосибирской области в апробации Федеральных образовательных стандартов участвовали 28 образовательных учреждений — школы города Новосибирска, школы, расположенные в районных центрах, сельские школы, более 40 учителей. Такой широкий круг образовательных учреждений, учителей был задействован только в двух или трех регионах из четырнадцати. Это определило разнообразие условий апробации.
Принципиально новый подход в образовании отметили все. Как положительный момент и реальный путь эффективного внедрения ФГОС обозначены продуманность, логичность и системность предложенной структуры образовательной программы, содержащей возможность реализации не только обучения, но и воспитания, социализации личности. Кроме того, стало ясно, что заданные стандартом условия реализации образовательной программы и требования к результатам фактически определяют стратегические цели развития образовательных учреждений и повышения квалификации учителей.

Автор: Ирина Роготнева — журналист

Источник:
Газета "Ведомости" (Новосибирск): №965 от 05.12.08
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=28586




© 2008-2012 Официальный сайт МБОУ СОШ №21
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.