Эксперт: новые санитарные нормы помогут школьникам сохранить здоровье

02.10.2009

Проект новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) для общеобразовательных учреждений в ближайшее время будет представлен в Роспотребнадзор. Почему существующие санитарные нормы нуждаются в изменениях? Какие новшества будут введены? Об этом в интервью РИА Новости рассказала доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук Марина Степанова.

- Марина Исааковна, почему потребовалось менять существующие СанПиНы?

- Причина в том, что некоторые положения действующих санитарных норм разрабатывались еще в 1975 году. На данный момент многие положения устарели, в некоторых случаях устарел и прежний подход к регламентации. Кроме того, документы такого рода, как правило, обновляются каждые 5 лет.

- Приведите, пожалуйста, пример устаревшего положения.

- Запрещено сдваивать уроки. Исключение - только уроки физкультуры в средней и старшей школе, если, к примеру, дети плавают в бассейне или зимой ходят на лыжах, то есть много времени занимает подготовка к уроку.

При этом наши исследования показывают, что совмещение двух уроков по одному предмету хорошо сказывается на здоровье школьников 5-11 классов. Дети не переключаются на новый предмет каждые 40-45 минут в течение всего дня, подготовка домашнего задания занимает меньше времени, потому что ученику надо готовить не 6, а всего 3 предмета. Решается и еще одна актуальная проблема – вес школьного ранца: количество учебников сокращается почти вдвое, а вес ранца уменьшается на 1-1,5 килограмма. К нам часто обращаются и учителя, и родители, обеспокоенные тем, что их дети носят слишком тяжелые рюкзаки.

Недавно мы посещали Смоленск, где одна из школ долго и успешно работала по системе сдвоенных уроков, но врач Роспотребнадзора наложил запрет на такую схему обучения, и он, безусловно, прав, так как руководствуется существующими нормами. В проекте новых СанПиН запрет на проведение сдвоенных уроков снят.

- В чем еще отличия новых СанПиНов от старых?

- Главное отличие – это, конечно, подход к регламентированию. Мы движемся в том же направлении, что и разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения. Формируя новый документ, мы пытались сформулировать требования к образовательной среде, которые обеспечивают ее безопасность для здоровья детей, не конкретизируя способы их достижения. Как будут создаваться такие условия, во многом зависит от самой школы, ей предоставляется право выбора.

Если говорить о содержательной стороне нормативов, то мы включили в проект разделы, которые не регламентировались ранее. Это, к примеру, размер школьных участков – проблема, особенно актуальная в крупных городах, где земля дорогая и под постройку школ обычно выделяют маленькие участки, так что даже на спортивную площадку иногда не хватает места.

В последнее время в школах появляются новшества, которых ранее, когда разрабатывались существующие СанПиНы, просто не существовало. Например, во многих школах стали ставить пластиковые окна. Но их замена не должна ухудшать условия освещения и воздухообмена в учебных помещениях. Мы прописали, какими должны быть пластиковые окна в школах, как должны в таком случае проветриваться помещения, ведь повышенная сухость воздуха негативно сказывается на здоровье.

Представлены регламенты, касающиеся новых видов учебной мебели – конторок, которые получают все большее распространение в наших школах, даны регламенты веса ранца в зависимости от возраста детей и многое другое.

- Улучшат ли здоровье школьников новые СанПиНы?

- Безусловно. Приведу лишь несколько примеров.

Во-первых, новые нормативы освещенности кабинетов позволят сохранить уровень зрения у школьников, который, как свидетельствует исследования, падает.

Во-вторых, будет установлен обязательный уровень двигательной активности детей, который должна обеспечивать школа.

В-третьих, будут заменены шкалы трудности предметов, которые разрабатывались более тридцати лет назад. Именно этими шкалами руководствуются при составлении расписания уроков, ведь у организма есть пик и спад работоспособности. На пик работоспособности надо ставить самые трудные для освоения предметы. В действующем СанПиНе существует единая шкала для 5-11 классов, которая, конечно, не отражает познавательный процесс детей разных возрастов. В нашем проекте шкалы даны отдельно для каждого класса средней школы и для двух классов старшей школы. Причем эти шкалы уже используются, и наше сотрудничество с учителями подтверждает их эффективность.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), РИА Новости

Источник: РИА Новости




© 2008-2012 Официальный сайт МБОУ СОШ №21
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.