Выступление на открытом заседании методического объединения учителей иностранного языка (на город) декабрь 2007г.

 

Вступительное слово: Уважаемые коллеги! В нашей школе вошли в практику работы открытые заседания школьных методических объединений. Интересно узнать, чем живут учителя других предметов, поделиться опытом, позаимствовать формы методической работы с тем, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Наши учителя не претендуют на «Звёздное положение». Мы пригласили Вас в гости, как добрых друзей, которых давно не видели и которым о многом хочется рассказать.

Тема МО: совершенствование образовательного процесса через последовательное взаимодействие между участниками процесса и применение новых технологий в обучении иностранному языку.

Цель: показать, как взаимодействие между учителями иностранного языка, обмен опытом в рамках МО, а также применение новых технологий способствует повышению качества образовательного процесса по иностранному языку.

Задачи: 

1.      Проанализировать деятельность МО учителей иностранного языка за 2005, 2006, 2007 учебный год;

2.      Дать полную характеристику приоритетных направлений работы МО;

3.      Показать результативность работы по их реализации.

Наше МО работает в следующем составе:

1.      2 учителя высшей квалификационной  категории: Токарева Е.М. (англ.) – награждена грамотой Министерства Образования Челябинской области, а также является руководителем городского МО учителей английского языка;   Иванова И.Л. (нем.) – Отличник народного просвещения;

2.      2 учителя первой квалификационной  категории: Белоусова Е.А. (англ.) – награждена грамотой Министерства Образования Челябинской области, Дубинина Е.Ю. (англ.)

3.      2 учителя второй квалификационной  категории: Щербатова Д.А. (англ.), Чистова М.П.

4.      1 молодой специалист: Григорьева В.В. (англ.)

Куратор нашего МО – кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы Великанова Е.В.

Основные задачи модернизации Российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институционные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями.

Язык  является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «иностранный язык» как образовательной учебной дисциплины.

Цели изучения иностранного языка на базовом уровне, определённые государственным образовательным стандартом, включают развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка. Это предполагает включение школьников в диалог культур, знакомство с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры.

А значит, задача учителя иностранного языка – сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-бытовой сферах на таком уровне, чтобы учащиеся могли ориентироваться в современном мире. Поэтому главным направлением нашего МО является личностное развитие школьников через социокультурный подход в к изучению иностранного языка, т.к. именно такой подход к изучению иностранных языков усиливает и расширяет их развивающий потенциал. Он помогает создать условия для развития каждого учащегося как самостоятельного субъекта учения, стимулирует коммуникативный характер обучения, побуждает учащихся и педагогов к совместному исследованию и творчеству. Все последние годы МО работает над повышением эффективности образовательного процесса через различные методы и формы ведения урочной и внеклассной работы.

Изучение нормативных документов.

Прежде всего мы изучаем нормативные и инструктивно-методические документы Министерства образования и науки РФ, Минобразования и науки Челябинской области. Мы тщательно их прорабатываем и каждый учитель высказывает своё мнение. Изучаем новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы издательства Астрель, 2004 г., а также программы среднего (полного) образования по английскому языку. Особый интерес у учителей вызвало письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования» от 13.03.07. В течение года мы знакомимся и с методическими новинками. Учителя делают доклады, находят интересный материал в нашей школьной библиотеке, в методотделе, а также в интернете. В начале каждого учебного года корректируем календарно-тематическое планирование по предмету, факультативам и кружкам, а затем планирование утверждается на МО. Более опытные учителя оказывают помощь молодым специалистам в составлении планирования. Во всех четвертях мы проводим контроль ЗУН по всем параллелям. Проверяем основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение (устную монологическую речь), письмо (тесты по грамматике). Причём задания для контроля ЗУН готовят учителя, ответственные за параллели (каждый учитель отвечает за параллель). Ответственный за параллель учитель раздаёт контрольные задания тем учителям, которые ведут уроки в этой параллели. Таким образом мы выручаем друг друга – задание готовится для всех единое и всегда заранее и не надо готовить задание для всех параллелей, а только для одной, за которую отвечаешь. Это очень удобно и для проведения мониторинга. Результаты ЗУН обсуждаем на МО, анализируем, сравниваем качество, делаем выводы.

Качественные показатели за 2005-2006 учебный год: 4 неуспевающих по предмету и не у всех учителей качество преподавания было выше 50 %;

Качественные показатели за 2006-2007 учебный год: 1 неуспевающий по предмету и у всех учителей качество преподавания выше 50 %.

Качественные показатели за I четверть 2007-2008 учебного года: за I четверть неуспевающих по предмету нет.

Результаты экзаменов по предмету:

9-е классы: в 2006-2007 учебном году сдавали экзамен 2 ученика: Чурляев Артём – «5» (учитель Токарева Е.М.) – сдавал рефератом, составлял базу тестов по грамматике 5-9 классов; Алдонин Кирилл – «5» (учитель Белоусова Е.А.) – сдавал научной работой, т.е. дети выбрали новые формы сдачи экзамена и успешно их сдали.

10-е классы: в 2005-2006 учебном году экзамен сдавала 1 ученица – Придчина Юля – «4» (учитель Щербатова Д.А.) – экзамен проводился в формате ЕГЭ. Токарева Е.М. помогала Дарье Александровне в подготовке ученицы к сдаче экзамена, т.к. Токарева Е.М. является экспертом-экзаменатором ЕГЭ. В 2006-2007 учебном году сдавала экзамен тоже 1 ученица – Горина Катя – «5» (учитель Токарева Е.М.)

11-е классы: ЕГЭ по иностранному языку дети тоже выбирают. В 2004-2005 учебном году сдавала 1 ученица – «4» (учитель Токарева Е.М.); в 2005-2006 учебном году сдавали 3 ученика – «4», «3», «3» (учителя ТокареваЕ.М., Белоусова Е.А., Дубинина Е.Ю.) В 2006-2007 учебном году 1 ученица сдавала экзамен – «4» (учитель Белоусова Е.А.)Качество сдачи экзаменов в 9-х, 10-х, 11-х классах постепенно улучшается.

Организация учебной деятельности на уроках иностранного языка.

Основная форма деятельности педагога – это урок. Важнейшим компонентом учебного процесса, в том числе и в технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, является чёткая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвязанная с деятельностью педагога. Организация урока – это подвижная система, в которой умело сочетаются индивидуальные и коллективные формы занятий. Ещё в древней Греции и Афинах ученики поочерёдно читали раскрытый учителем свиток, хором повторяли прочитанное и участвовали в умственной тренировке на уровне непринуждённой дискуссии учителя с учениками. Мы применяем социокультурный методологический подход, когда ведущими факторами развития являются социогенные, обеспечивающие реализацию ассоциативно-рефлекторной научной концепции. Реализация данной концепции тесно связана с умением преподавателя использовать три основных этапа создания ситуации успеха: 1-й этап – актуализации знаний; 2-й этап – формирования новых знаний и способа действия; 3-й этап – применения знаний. При проектировании ситуации успеха мы стараемся тщательно продумывать, как участники этой ситуации будут взаимодействовать. К способу взаимодействия мы относим диалоги педагогов и учащихся, виды практической деятельности, индивидуальные и групповые задания. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или в воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих, поэтому мы  стараемся применять  только реальные ситуации, ведь чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Мы стремимся проводить уроки на языке, а не о языке, т.к. научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. Обязательно учитываем личностные характеристики учащихся, т.к. только таким путём могут быть созданы условия общения. Доказано, что подростки даже со средними умственными способностями обладают гипатетико-дедуктивным мышлением, они не одинаково применяют эту способность к разным аспектам своей деятельности. Мы стараемся развить абстрактно-логическое мышление, которое возможно только при появлении нового интеллектуального качества учащегося, позволяющего ему вступить в диалог, сделать изобретение, рассеять хроническую скуку на уроке, сконцентрироваться на важном учебном материале и проявить творческую активность. Это даёт возможность преподавателю обеспечить высокое качество обучения иностранному языку. Применяем  методы коммуникативного обучения, такие как метод реализации условно-речевых и речевых  упражнений, метод натурального подхода (исключение из коммуникации родного языка), метод аудиовизуальный (слухозрительный), метод аудиолингвальный (обучение через структуры и модели предложений), метод ассоциативного запоминания (особенно на начальном этапе) и т.д. Применение методов коммуникативного обучения позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью учащихся при освоении иноязычной культуры. Взаимодействие учащихся с преподавателем и друг с другом может осуществляться только в условиях благоприятного морально-психологического климата, поэтому с первых уроков мы стремимся к объединению учащихся на основе общности интересов, к реализации общения как базовой потребности личности, его развитию, наращиванию, совершенствованию.

Открытые уроки.

Каждый год учителя иностранного языка дают открытые уроки на городском уровне (те, которые аттестуются) и обязательно на школьном уровне, что также способствует методическому совершенствованию учителей и повышению качества образовательного процесса. В ноябре-декабре 2005 года была дана целая серия открытых уроков по теме «Использование ТСО на уроках иностранного языка». Дубинина Е.Ю., Щербатова Д.А., Белоусова Е.А., Токарева Е.М. дали открытые уроки сами, а также посетили уроки коллег, где преподаватели обменивались опытом использования магнитофонов на уроках. Токарева Е.М. провела открытый урок в компьютерном классе с использованием ИКТ. В 2006-2007 учебном году на городском уровне были даны открытые уроки «Молодёжные субкультуры» в 10 классе с применением ИКТ (учитель Токарева Е.М.), «Выбор профессии» в 9 классе (учитель Сысоева Е.Ю.), а также занятие кружка «Работа с открытой Интернет-энциклопедией» в 8 классе (учитель Щербатова Д.А.) На школьном уровне молодой специалист Григорьева В.В. дала очень интересный открытый урок во 2 классе «Забавные животные в королевстве английского языка», на который были приглашены родители детей.

Участие в целевых программах.

Наша школа работает по целевым программам, одной из них является программа «Здоровье». Большое значение придаётся здоровьесберегающим технологиям за счёт смены видов активности или смены видов учебно-речевой деятельности, с тем чтобы предотвратить усталость школьников. С целью проверки выполнения программы «Здоровье» руководитель МО Белоусова Е.А. посетила уроки всех учителей МО и определила здоровьесберегающий потенциал уроков по схеме анализа, которая позволяет комплексно оценить гуманистическую направленность целей и технологий урока, соответствие его гигиеническим и экологическим требованиям, наличие в уроке моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Каждый компонент анализа (их всего 12) оценивался по шкале: 0 баллов (полностью отсутствует); 0,5 баллов (недостаточно проявляется); 1 балл (ярко выражен). Ссуммировав баллы, я получила бальную оценку здоровьесберегающей направленности уроков учителей иностранного языка и они получились достаточно высокими – 9-11 баллов (максимально – 12 баллов). Мы проанализировали результаты на МО и обсудили, как можно повысить здоровьесберегающий потенциал наших уроков, как проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и т.д. Кроме того, Сысоева Е.Ю. выступила на педчтениях по теме «Здоровьесбережение на уроках иностранного языка».

Внеурочная работа.

Учителя нашего МО очень творчески работают с ребятами во внеурочное время, ведут занятия кружков, что очень повышает интерес детей к изучению иностранных языков, особенно в начальной школе. В 2005-2006 учебном году Токарева Е.М., Белоусова Е.А., Щербатова Д.А. и Сысоева Е.Ю. дали открытые занятия кружка и показали, как ребята изучают английский язык во внеурочное время. Токарева Е.М. проводила занятие кружка в компьютерном классе. На все занятия мы приглашали своих коллег и это очень стимулировало детей – они старались показать, чему они научились, а также давало нам хороший настрой, желание работать лучше, более творчески, тем более, что каждое занятие мы обязательно обсуждали. В этом учебном году 2 учителя нашего МО ведут кружки в компьютерном классе – Токарева Е.М. в 5 классе и Щербатова Д.А. в 3-4 классах. И хотя компьютер не определяет содержание обучения, зато является эффективным средством обучения. Нашим детям очень нравятся занятия кружков.

Повышение профессионального уровня.

С целью совершенствования профессиональной компетентности учителя нашего МО очень активно выступают на педсоветах, семинарах, совещаниях, педчтениях, а также участвуют в городских и областных семинарах. Сысоева Е.Ю., Григорьева В.В. и Белоусова Е.А. посетили в 2006 году областной семинар в Челябинске «Системная подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения английскому языку» от Macmillan, а Токарева Е.М. ежегодно посещает областной семинар «Об особенностях сдачи ЕГЭ». Систематически пополняем свои методические копилки: составляем проверочные и итоговые тесты для контроля ЗУН, создаём презентации, базы тестов и диктантов. Щербатова Д.А. создала презентацию для кружка в 8 классе, а также для педсовета, Токарева Е.М. создала 7 презентаций по теме «Молодёжные субкультуры для 10 класса. В создании презентаций огромную помощь оказали учителя  информатики Локтева Т.В., Антипьева Т.А.,  а также велось творческое сотрудничество с учителем географии Хворостовой Я.Г.  Все учителя иностранного языка повышают свой научно-теоретический уровень: каждый учитель работает над темой по самообразованию и практическим выходом является выступления на МО, открытые мероприятия и уроки. Каждый учитель создаёт своё портфолио.  Проводим на каждом МО практикумы по трудным разделам программы: делаем распечатки интересных заданий, вместе решаем, обсуждаем, моделируем ситуации. Проходим компьютерные курсы: уже прошли курсы Сысоева Е.Ю., Щербатова Д.А. Ездим на курсы в город Челябинск «Инновационные подходы в преподаванию иностранного языка» на базе ИДПОПР. В прощлом учебном году высшую категорию получила  Токарева Е.М., подтвердила I категорию Сысоева Е.Ю., подтвердила высшую категорию Иванова И.Л. Токарева Е.М. прошла переподготовку в Челябинске как эксперт-экзаменатор ЕГЭ и принимала участие в работе экзаменационной комиссии по английскому языку в разделе “Устная речь”. У нас есть 2 публикации по предмету: Щербатова Д.А. – Интернет-ресурсы в работе кружка по английскому языку; Токарева Е.М. – Использование Интернет-ресурсов на уроке английского языка. Эти публикации размещены в книге “Образовательное пространство средней школы: проблемы и перспективы”. ЧГПУ, 2007.

Профилактика неуспеваемости.

С целью повышения качества образования по иностранному языку проводим огромную работу по профилактике неуспеваемости. Посещаем родительские собрания, приглашаем неуспевающих учащихся вместе с родителями на заседания МО, проводим беседы с родителями и учащимися, приглашаем на беседы к завучу Джабиевой Г.М. И это даёт результат: если в 2005-2006 учебном году по предмету не успевало 4 ученика, то в 2006-2007 учебном году – только 1 неуспевающий. Надеемся, что в этом учебном году не будет неуспевающих учащихся. С целью обмена опытом мы по возможности посещаем уроки коллег, особенно открытые уроки, а также уроки молодых специалистов. Стараемся поддержать друг друга, вместе решать проблемы, рассматривать ситуации, которые возникают на уроках. Это даёт импульс, желание работать лучше. Творчески сотрудничаем с учителями-предметниками: с учителями географии, информатики, музыки и т.д.

Проведение и участие в олимпиадах и НОУ

Социокультурный подход в обучении иностранным языкам является наиболее актуальным на современном этапе обучения. Олимпиады, викторины и конкурсы способствуют социокультурному развитию школьников. Они повышают интерес учащихся к предмету, показывают возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком, а также дают возможность выйти за рамки формирования языковой грамотности в области социокультурного развития школьников, обогащают их «фоновыми» знаниями, развивают культуру учащихся. Поэтому мы проводим каждый год школьные олимпиады по английскому и немецкому языкам, а также ежегодно принимаем участие в городских олимпиадах. На школьной олимпиаде создаём условия, приближённые к городской олимпиаде. В подготовке и проведении школьной олимпиады принимают участие все учителя МО, мы распределяем, кто проводит письменную часть, кто – устную, т.е. всё проходит согласованно. Затем обсуждаем итоги, художница оформляет результаты и они вывешиваются в холле школы.

Результаты городских олимпиад.

В 2004-2005 учебном году Нерсесян Денис (10 класс) – поощрение (учитель Белоусова Е.А.) – англ. яз.

В 2005-2006 учебном году Бахарев Глеб (10 класс) – поощрение (учитель Токарева Е.М.) – англ. яз. 

В 2006-2007 учебном году Попий Яна (9 класс) – I место ( учитель Иванова И.Л.) – нем. яз. ; Котов Павел (11 класс) – поощрение (учитель Иванова И.Л.) – нем.яз.

В 2007-2008 учебном году Горина Катя (11 класс) – III место ( учитель Токарева Е.М.); Чурляев Артём (10 класс) – поощрение ( учитель Токарева Е.М.) – англ. яз. По немецкому языку – Любченко Вера (11 класс) – III место (учитель Иванова И.Л.); Попий Яна (10 класс) – поощрение (учитель Иванова И.Л).

Кроме того, в 2006-2007 учебном году 33 ученика нашей школы приняли участие в Эйдовской олимпиаде.

Школа работает по целевым программам (как я уже говорила) и одной из программ является программа 5У.е. программа работы с одарёнными детьми. Мы организуем научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, для повышения уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки, а также для развития творческих способностей детей и включения их в процесс самообразования и саморазвития. Дети, заинтересованные в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящиеся к углублению знаний по иностранному языку традиционно участвуют в школьных, городских, региональных и Российских НОУ. Огромную помощь в подготовке детей к НОУ оказывают наши научные консультанты: кандидаты филологических наук Великанова Е.В. и Аверина М.А. 

Результаты НОУ.

В 2005-2006 учебном году Волынкина Оля (10 класс) выступала на региональном НОУ в городе Омске с работой «Лингвострановедение как составляющая социокультурного аспекта уроков английского языка в средней школе» и стала лауреатом (учитель Белоусова Е.А.)

В 2006-2007 учебном году Горина Катя (10 класс) выступала на городском НОУ с работой «Языковые особенности рекламных слоганов на материале русского и английского языков» и заняла III место (учитель Токарева Е.М.)

В 2006-2007 учебном году Алдонин Кирилл (9 класс) выступал на городском НОУ с работой “Зооним – компонент фразеологизма: состав, семантика, функционирование (на материале русского и английского языков)” и занял I место (учитель Белоусова Е.А.) В том же году Алдонин Кирилл принимал участие в Российской научной конференции в городе Ярославле и получил сертификат участника конференции. В этом учебном году Алдонин Кирилл продолжает свою научную работу (учитель Белоусова Е.А.)

Традиционно самым интересным мероприятием, которое мы проводим каждый год в 7-11 классах является международный проект под эгидой ЮНЕСКО “Наше время”. В сентябре-октябре все учителя иностранного языка и дети, которые участвуют в проекте, проводят большую подготовительную работу с использованием Интернета, причём каждый учитель работает со своей группой детей по определённым темам. Затем в течение суточного марафона ребята отвечают на вопросы других стран. По итогам марафона мы заняли в 2005-2006 году 24 место среди 500 команд мира и 3 место по России, а в 2006-2007 году – 12 место в мире и 2 место по России. В 2005 и в 2006 году мы участвовали в видеоконференции с учениками Канадской, Хорватской и Итальянской школ.  Такие мероприятия очень вдохновляют ребят, они стремятся к более глубокому изучению иностранного языка с тем чтобы уметь работать с англо-язычными сайтами, а также общаться с зарубежными сверстниками через интернет. Мы очень благодарны учителям информатики за помощь в организации и проведении международного проекта. 

Декадники иностранного языка.

Всегда очень ярко, интересно проходит декадник иностранного языка, он надолго запоминается детям. В 2005-2006 учебном году мы проводили праздник “День Святого Валентина”на параллели 10-х классов (отв. Белоусова Е.А.) К празднику выпускали газеты, разучивали стихи, песни, сценки, делали костюмы, мальчики дарили девочкам и учителям валентинки. В 2006-2007 учебном году было проведено много мероприятий во время декадника: игра “Я люблю английский” – в параллели 5-х классов, конкурс иллюстраторов-переводчиков в 6-х классах, викторина о Великобритании в 9-х классах, викторина “Мистер Глагол”в 8-х классах и, конечно, самое красочное мероприятие – концерт на английском и немецком языках для 10-11 классов “С днём рождения, Весна!”(отв. Белоусова Е.А.) В подготовке этого праздника приняли участие все учителя иностранного языка. Очень долго дети восторженно обсуждали день концерта. Такие мероприятия позволяют ознакомить детей с культурой стран изучаемого языка, что является одной из приоритетных задач обучения иностранным языкам в средней школе. Без культурологического компонента невозможно овладение учащимися коммуникативной компетенцией. Изучение культуры другой страны предоставляет огромные возможности для обеспечения познавательной мотивации учащихся. А если есть положительная мотивация, повышается успеваемость по предмету. Кроме того, в подготовке таких больших общешкольных мероприятий принимают участие все учителя иностранного языка без исключения. Только благодаря согласованной работе учителей иностранного языка у нас получаются такие мероприятия. Пожалуйста, посмотрите видеосюжет из нашего концерта.

Вывод.

Анализ работы методического объединения учителей иностранного языка показываетто за последние 3 года значительно повысилось качество образовательного процесса по иностранному языку. Совершенствование образовательного процесса стало возможным только благодаря последовательному взаимодействию между участниками процесса, а также благодаря внедрению новых информацинных технологий в процесс обучения иностранным языкам.

Проблемы МО:

1.                  Мало возможностей для подготовки ребят к НОУ в связи с загруженностью детей.

2.                  Слабая оснащённость кабинетов – нет ТСО, методических и наглядных пособий.

3.                  Большая наполняемость групп по английскому языку.

Мы приготовили для вас выставку: наши портфолио, паспорт кабинета, научные работы наших ребят, а также рефераты. Презентацию своего портфолио сделает Токарева Е.М.

Я прошу вас посмотреть выставку, а затем мы приглашаем вас на чаепитие, на котором мы и обсудим наше заседание МО.